Ванятка лежал на теплой русской печи и, отодвинув шторку, наблюдал за дедом. Старик, шаркая слабыми ногами, подошел к печке, зажег лучину, от нее зажег две свечи и одну поставил на стол посередине комнаты, а другую на подоконник. Метель снежными лапами стучала в маленькое оконце, завывала в трубе, а в избе было уютно и тепло. На свежевыскобленном деревянном полу отражались блики от горящей печи. В избе царил полумрак и тишина. Дед присел на лавку возле окна, и его взгляд замер на мерцающем огоньке. От падающей тени его лицо казалось еще более худым, жиденькая седая бородка приобрела желтоватый оттенок. Сложив на коленях сухие мозолистые руки, старик тяжело вздохнул и о чем-то задумался.
Ванятка спрыгнул с печи, угодив худенькими голыми ножками прямо в отцовские валенки. Одернув длинную льняную рубаху, он пошмыгал к деду. Забравшись к старику на колени, малец заглянул в большие выцветевшие глаза и спросил: «Деда, а ты зачем каждый день свечку на окно ставишь?»
- А на то, милок, причина у меня есть. История-то давняя…
- Расскажи, деда, ну, пожалуйста. Я страсть как люблю твои истории…
- Ну, чего ж не рассказать, вечер-то долгий.
Старик прижал к себе внука и начал свою историю:
- Давно это, Ванятка, было. Мне тогда двенадцать годков только исполнилось, и жили мы с родителями на небольшом хуторе, в шесть дворов, на опушке леса. Да вот как-то ночью, посреди зимы, дом наш загорелся. Толи из печи головешка выпала, толи еще от чего – кто знает. Помню только, тятя меня с печи стащил, а в избе дыма полно, ничего не видать. Он меня в полушубок завернул, да на улицу вынес, а сам назад в избу побежал за матерью. Только изба уж вся полыхала, а вскоре и вовсе рухнула. Народ из соседних домов подбежал, бабы ревут, мужики снегом огонь засыпают, да где там… К рассвету вместо избы одни головешки были.
Так я, внучек, в один миг остался без дома и без родителей. Пока похороны были, да потом какое-то время я у соседей жил, то у одних, то у других. Только год тот уж больно неурожайный оказался. И лишний рот в семье для всех в тягость был. Вот соседи и решили меня в деревню послать. Там, говорят, наймешься к зажиточному мужику в работники, вот и будет у тебя и кров и пища.
Делать нечего, хоть и страшно мне было родной хутор покидать, но и в тягость кому-то быть не хотелось. Соседняя деревня не больно-то далеко была – в пол дня пути. И я с тятей несколько раз бывал там, да только не зимой. Понадеявшись на свою, мальчишечью, память я решился идти в деревню. Соседи мне в дорогу узелок с краюхой хлеба и луковицей собрали. А я утречком, едва расцвело, с заснеженным пепелищем простился, да и направился в путь-дорогу.
Только лес-то зимой совсем не такой, как летом. Все тропинки замело, деревья голые, одинаковые какие-то мне показались, снега – выше колен. Часа через два я из сил выбился и понял, что заблукал. А тут еще, как назло, небо потемнело, ветер закружил, да снег хлопьями посыпал. В лесу сразу темно стало, я уж и дорогу искать перестал, шел просто, куда глаза глядят. Ноги в снегу увязают, отцов полушубок тяжелый, снег глаза залепляет. В общем, я окончательно из сил выбился, за валежником спрятался, решил передохнуть. Есть хочется, а я заледеневшими пальцами даже узелок развязать не могу.
Страшно мне, Ванюша, тогда стало. Ох, страшно… Все, думаю, не выйти мне из этого леса, замерзну. Понимаю, что долго сидеть нельзя, а силы встать нет, в сон клонит. Вспомнил я тогда, как мать меня перед сном всегда крестила, приговаривая: «Храни его, Господи». Встал я тогда, перекрестился и, сказав: «Храни меня, Господи», пошел вперед.
К вечеру метель утихла, и вместе в последними снежинками в лес опустилась темнота. Тишина наступила какая-то звонкая, только слышно как снег подо мной скрипит. И вдруг откуда-то издалека до меня донесся вой волчий. Я и опомниться не успел, как на дерево взобрался. Заледеневшими руками за ветку держусь, а сам зубами отстукиваю: «Храни меня, Господи».
Глядь, среди темноты огонек блеснул. Блеснул и пропал за деревьями. Я уж думал, что померещилось, но через минутку он опять блеснул, потом снова. Тут я с дерева кубарем скатился и, что есть силы, на огонек побежал. Из леса выскочил, смотрю, деревня впереди трубами дымит. А я все бегу, глаз с заветного огонька не отвожу. Так к чужому окошку и подбежал. Забарабанил по стеклу, что есть силы, и в сугроб рухнул…
Очнулся лишь на другой день. Лежу на лавке у печи, надо мной мужик склонился, улыбается. Женка его меня отваром отпаивает. А я хочу сказать что-то, да не могу. Голос потерял, представляешь? В общем, болел я долго, до самой весны. А они ко мне, как к родному отнеслись, хоть у самих пятеро детишек было. Но они не побоялись, меня в семью приняли.
Я когда поправился, все им рассказал, что со мной случилось. А они, оказывается, всегда в непогоду на окно свечу ставили. Дом у них на окраине был, вот они для заблукавших путников маячок и зажигали. Не я один такой был. Так мы с ними и жили. Они для меня семьей стали.
А уж когда я сам семьей обзавелся, то тоже дом на околице построил и всегда в непогоду свечу на окно ставлю. Кто знает, может и она кому-то жизнь спасет? – кивнул старик в сторону мерцающей свечи.
Тихонова Марина,
Симферополь
Дай, Бог, мне тему для стиха,
Чтобы уверенной рукою
Ложилась за строкой строка,
Что мне подарена Тобою.
Слова, Господь, мне подбери,
Чтобы за сердце задевали,
Людей к Иисусу бы вели,
Глаза на Бога открывали.
Люблю Господа и стараюсь жить так, как Он учит.
Мой девиз: В главноем - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь!
Член Союза христианских писателей Украины
Любое копирование и распространение работ ТОЛЬКО с
письменного согласования с автором.
Сборник рассказов "Выход есть!" и "Алешкины истории" можно заказать по удобным вам адресам: http://www.bible.org.ru/page.php?id=9
Также вышел сборник рассказов "Открытыми глазами"
В 2014 г. вышли "Сказки старого пруда"
СЛАВА БОГУ!!!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Марина, спасибо! Нет ничего сильнее веры, и как бы тяжелы не были испытания, выпавшие на долю, главное, не забывать о свечах добра душ наших, силы молитвы и Животворящего Крета. Я не зря писал в рассказе "Прекрестись, перекрестись, сынок" о своей бабушке, которая силою молитвы не одну душу спасала. Пусть ярче сияет свеча ваша о освещает идущего! Когда человек вечером зажигает свечу на столе, мало кто знает, что этот свет, укрепленный молитвою Духа, освещает дорогу идущим в темноте своих заблуждений. А если свеча на окне, значит - дом открыт для странников и согрет чай и тепло и уют ждет заблудившегося. А что может быть хуже, веющего холодом, одиночества в замерзшем лесу человеческих непониманий? Радует, что ваши произведения все сильнее и сильнее наполняются силою и мудростью, Благословений вам Господних! Комментарий автора: Спасибо за теплые слова и за ту глубину, которую Вы увидели в этом маленьком произведении.
Ioniy
2006-11-11 23:56:10
Замечательно! В такой миниатюре такая полнота! Разве мог бы кто-то лучше написать? Восхищаюсь такими талантами! Пуская в оборот, Вы приобретёте ещё столько, а может и больше. Благослови Вас Господь! Успехов!
Людмила Солма
2006-11-19 13:59:17
Да, это не просто великолепный рассказ - столько глубокого смысла в Вашей притче. Я думаю, и само Ваше творчество - одна из таких же горящих свечей, зажженных с верой и любовью для многих из нас, Ваших читателей.
Благословений Вам и Вашему творчеству! Комментарий автора: Спасибо, Люда, за теплые слова. После таких отзывов хочется обязательно написать что-то еще.
алла
2007-03-20 18:29:29
Вот только прочитала твой рассказ,сразу захотелось и мне "свечу на окошко поставить."И ведь возможностей каждый день-множество.Спасибо,Марина. Комментарий автора: Да, действительно, мы каждый день можем зажигать огонек любви у себя в сердце и согревать им окружающих.
Надежда Дудка
2008-07-05 08:51:46
Спасибо,Марина, жаль только,что свечей становится всё меньше. Комментарий автора: Так не будем же забывать о своих...
Сказка про Фею, Золушку и прочих необычных обитателей квартирки под крышей - Ирина Уданович Мой преподаватель по сценарному мастерству любит говорить, что настоящая творческая свобода приходит тогда, когда мы "впадаем в детство". В эти моменты исчезают все комплексы и стереотипы, и ты становишься творцом собственного мира. В этом мире гармонично сосуществуют вымышленные и реальные герои, реалии прошлого и настоящего, оживают герои из детских сказок и предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
"Современные сказки для взрослых "детей" - это цикл веселых поучительных этюдов посвященный тем, кто в душе остался ребенком и не разучился фантазировать.
Прохожий - Юрий Коротких Вы когда-нибудь задумывались над словом «прохожий»? Это тот, кто проходит сквозь всю нашу жизнь, хотим мы этого или нет. Вот бросишь свой взгляд на одного такого, а он раз и уже прошел и он никогда больше не вернется и ты никогда его больше не увидишь, и даже если увидишь, то это будет уже не он, это будет уже совершенно другой прохожий, пусть и с таким же лицом, в такой же одежде с таким же безвкусным галстуком.